ГосНИИАС
О координаторе проекта
Итоги
Аналитика
Карта проекта
Русская версия
Домашняя страница
English version
Написать письмо
Кабина будущего: взгляд в завтрашний день
Новости/ > 2020/ > Кабина будущего: взгляд в завтрашний день/
Кабина будущего: взгляд в завтрашний день
14 февраля 2020 Сенсорная авионика FlytX и виртуальный помощник с искусственным интеллектом устремятся на рынок деловой авиации

НИОКР-подразделение компании Thales работает над вариантом комплекса сенсорной авионики FlytX с виртуальным помощником пилота на базе искусственного интеллекта для кабин будущих бизнес-джетов в соответствии с концепцией, озвученной во время мероприятия InnovDays 2019 в Париже.

Вертолетная версия FlytX была впервые представлена на авиасалоне в Ле-Бурже 2019-го года. Она ориентирована на модель Airbus H160M для французских ВВС, сертификация и ввод в эксплуатацию которой ожидается в 2022-ом году. «Сейчас команда инженеров трудится над модификацией кабины с сенсорными дисплеями для рынка бизнес-джетов, которая предназначена для управления воздушным судном полностью с помощью интеллектуальных индикаторов и без применения вычислителей в виде встроенной авионики», — сказал Себастьян Буссирон, старший инженер-исследователь Thales.

«FlytX является решением, которое уже разрабатывается для вертолетов, — продолжил он, — Для бизнес-джетов у нас существует несколько платформ электродистанционного управления полетом, но эта будет первым полноценным решением с точки зрения оборудования кабины, которое составит конкуренцию аналогичным комплексам от Honeywell и Collins».

Используемая Thales ИМА-стратегия включает в себя автопилот, ВСС, систему синтезированного видения и некоторые другие дополнительные элементы, настроенные под FlytX, что сокращает необходимость в общесамолетном оборудовании и специализированных средствах управления для оптимизации размера, веса и потребляемой мощности. Согласно информации, полученной от компании, системная интеграция и виртуализация приведут к сокращению вышеуказанных параметров на 30-40%, а также уменьшат потребность в быстросменных блоках. >>>
>>> По словам Буссирона, FlytX спроектирована так, чтобы интегрировать все вычислительные мощности, обычно расположенные в отсеках БРЭО, в интеллектуальные индикаторы, оставляя пилотам штурвал для пилотирования и физическую резервную клавиатуру. Другим важным направлением при разработке кабины FlytX является сохранение настраиваемой, ориентированной на экипаж и исходно-облачной архитектуры, где данные для конкретных типов воздушных судов и маршрутов доступны пилотам в процессе предполетной подготовки.

Во время моделируемого демонстрационного полета между Ле-Бурже и Амстердамом Буссирон показал, как Thales хочет интегрировать такого виртуального помощника на базе искусственного интеллекта в человекомашинный интерфейс, который обеспечит пилоту распознавание как голоса, так и намерений с точки зрения маршрута.

«Используя искусственный интеллект, мы хотим предоставить виртуального помощника, который будет содействовать пилотам в выполнении классических задач, — объяснил Буссирон, — Например, если авиадиспетчеры задают направление и говорят пилоту «поверните налево: курс 2-7-0», помощник будет интерпретировать эту голосовую команду и предложит соответствующие изменения на дисплее. Затем пилот может легко принять или отклонить эту команду. Мы хотим подчеркнуть главное: пилот-человек всегда будет контролировать ситуацию».

По мере продолжения демонстрационного полета и в процессе входа в амстердамский район виртуальный помощник предложил новую рекомендованную частоту, на которой пилоты могли бы общаться посредством голосовой связи с авиадиспетчерами в Амстердаме и пользоваться индикатором обстановки на земле. Перетаскивая эту частоту в канал активной частоты, пилот делает ее новой активной частотой.

Находясь в полете, пилоты также могут управлять путевыми точками, изменяя представление на дисплее, чтобы показать весь полетный план. Когда пилот-человек проводит по дисплею пальцем, визуально указывая маршрут, автопилот автоматически обновляет информацию, чтобы направить воздушное судно к следующей путевой точке. >>>
>>> В рамках внедрения концепции FlytX в деловой авиации команда под руководством Буссирона создает комплект для разработки ПО, используя который производители бизнес-джетов могут создавать свои собственные приложения и размещать их в облаке «Mission Hub», предоставляемом и управляемом компанией Thales.

«Мы полагаем, что все это будет готово к вводу в эксплуатацию к 2025-му году, так как пока еще сохраняются некоторые нормативные препятствия, которые необходимо преодолеть, и предстоит дальнейшее развитие комплекса, — подытожил Буссирон, — Мы уже обсуждаем эту концепцию с EASA».

Подключенная ВСС PureFlyt обретает инновационные возможности благодаря архитектуре ИМА

Компания Thales представила подробную информацию о своей вычислительной системе самолетовождения следующего поколения PureFlyt, которая, как объяснили менеджеры и инженеры компании, станет первой в мире подключенной ВСС благодаря возможностям, встроенным в ее архитектуру и функциональность.

Ожидая ввода в эксплуатацию к 2024-му году, инженерная команда Thales, занимающаяся разработкой бортового оборудования и проектировавшая PureFlyt с 2015-го года, уже накопила 100 миллионов фактических полетных часов, используя новый подход машинного обучения для проверки возможностей системы с использованием реальных полетных данных, путевых точек и аэропортов. Питер Хичкок, вице-президент по коммерческой авионике Thales, заявил, что PureFlyt будет способна не только выполнять 4D-траекторные операции, добавляя время к трем традиционным пространственным измерениям, используемым для обновления позиционирования самолета, но станет также первой ВСС, обладающей возможностями траектории 5D. Эта система будет постоянно предлагать пилотам оптимальную траекторию полета, которая учитывает изменение веса самолета при сжигании топлива на заданном маршруте. >>>
>>> «В прошлом ВСС требовала выделенного вычислителя, — сказал Хичкок, — Работая над PureFlyt, мы достигли значительного прогресса в этом вопросе. Теперь мы можем запустить ее на общей вычислительной машине параллельно с другими системами, используя концепцию ИМА. При этом мы не жертвуем безопасностью или производительностью, но можем сэкономить на каждом борту где-то около 20 кг веса, исключив выделенный вычислитель и поместив систему в сеть IMA».

Окончательная архитектура проекта еще не утверждена инженерной командой Thales, однако Хичкок и другие разработчики PureFlyt указывают, что ВСС будет использовать две вычислительные машины для обеспечения избыточности, которые всегда проверяют друг друга на точность. В настоящее время проектная группа имеет прикладное ПО и операционную систему для PureFlyt, работающую на макете кабины Airbus A350 в лаборатории Thales. Эта ОС управляется с помощью двух сенсорных дисплеев и синхронизируется с подключенной электронной системой бортовой документации (Electronic Flight Bag, EFB — прим. ред.), где запущено приложение Aviobook для оптимизации полета.

Описанный Thales как «технологический прорыв», уникальный элемент дизайна PureFlyt — это встроенные возможности подключения и обработки, благодаря которым в план полета самолета в реальном времени включаются все различные элементы глобальной экосистемы воздушного движения.

Хичкок объяснил, что PureFlyt сможет сообщать авиадиспетчерам в режиме реального времени изменения в плане полета, используя традиционные каналы передачи данных или сервис обмена сообщениями операционного центра авиакомпании. Эта ВСС введет в полноценную эксплуатацию ту концепцию, которую на начальной стадии с июля 2019-го года стала использовать европейская авиакомпания EasyJet, запустив передачу прогнозируемых посадочных профилей авиадиспетчерам центра управления воздушным движением верхнего маастрихтского района.

«ВСС является критически важной системой самолета, именно она сообщает пилоту в нужный момент, сколько энергии есть на борту, как быстро можно выполнить маневр, сколько осталось топлива, — подчеркнул Хичкок, — Это источник важнейшей информации о текущих характеристиках воздушного судна. PureFlyt выполняет необходимые расчеты с учетом четырех измерений: высоты, долготы, широты и времени. Кроме того, так как мы имеем дело с подключенной ВСС, то все данные будут передаваться и другим системам. Итак, с PureFlyt мы устраняем разрыв между задуманным планом на EFB и реальным планом ВСС, теперь это один и тот же план». >>>
Дидье Пуассон, летчик-испытатель Thales, показывает, как пилоты могут передавать информацию об изменениях в маршруте из EFB в подключенную PureFlyt. Программное обеспечение новой ВСС будет также использовать модуль оптимизации полета Aviobook (EFB-приложение, управляемое Thales)
>>> Представление PureFlyt происходит на фоне инвестирования других компаний в расширяемую концепцию подключенной ВСС. Майк Ингрэм, вице-президент по авионике Honeywell Aerospace, заявил, что для них подключенные ВСС являются одной из сфер вложения «самых больших инвестиций». А GE Aviation и Avionica уже разработали двунаправленную связь между сторонними EFB-приложениями и созданным GE бортовым вычислителем ВСС, которая представлена на Boeing 737.

Однако эти подключенные вычислители ВСС используют давно существующую технологию, они лишь модернизированы для использования данных из приложений EFB. Thales же стала первой компанией, разработавшей совершенно новую систему, где такая функциональность является базовой.

Говоря о тестировании, Хичкок проинформировал, что технологическая зрелость PureFlyt значительно улучшилась благодаря методу, с помощью которого они могут теперь тестировать ВСС.

«За последние 20 лет мы наработали 100 миллионов летных часов на наших ВСС, и теперь мы говорим о считанных днях, чтобы получить тот же результат с помощью машинного обучения, — прокомментировал ситуацию Хичкок, — Мы разработали систему, которая способна к невероятно интенсивному межмашинному взаимодействию для полной проверки всего. Это означает, что мы не просто тестируем некоторые данные, мы можем проверить всю информацию, причем в пяти измерениях. То есть в дополнение к четвертому измерению, которым является время, мы учитываем и пятое — вес, потому что самолеты ведут себя по-разному при разных весах». >>>
>>> Первая публичная демонстрация полета посредством ВСС PureFlyt между Лиссабоном (Португалия) и Парижем (Франция) была сделана на базе макета кабины A350. В лаборатории, где разрабатывается новая система, Дидье Пуассон, летчик-испытатель компании, продемонстрировал, как ВСС способна использовать общий вид плана полета, созданного на планшете с помощью соответствующего приложения, для изменения маршрута воздушного судна с целью облета области плохой погоды и с учетом поступающей оперативной информации.

Он добавил, что Thales использует бортовой выделенный сервер для проверки точности и подлинности любых данных, полученных той вычислительной машиной, на которой работает ВСС. Пилоты также будут контролировать данные, полученные PureFlyt.

Однако еще неизвестно, какой будет окончательная конфигурация этой подключенной ВСС, когда ее введут в эксплуатацию. Официальные лица Thales отказались отвечать на вопрос о том, будут ли маршрутизатор или модем встроены в новую систему, которые позволили бы ей эффективно подключаться к любым сетям связи «открытого мира», таким как воздушно-наземные или ориентированные на авиацию спутниковые службы, предлагаемые, например, Gogo, SmartSky или Viasat.

«Я не думаю, что это произойдет на первом этапе, — сказал один из представителей компании, когда его спросили, будет ли PureFlyt использовать бортовые системы связи, — Но в перспективе, возможно, да — сертифицированные спутниковые сети, такие как Inmarsat или Iridium. Просто потому, что среда консервативна, и все нуждается в сертификации».

В то время как большая часть продемонстрированной функциональности новой ВСС касалась прикладного использования ее возможностей авиакомпаниями, Thales разрабатывает систему, варианты которой могут быть поставлены на военно-транспортную авиацию, вертолеты и даже быть доступны для желающих в качестве модернизации. >>>
>>> Жан-Поль Эбанга, вице-президент по авионике Thales, сказал, что PureFlyt создавалась с учетом особенностей пилотов поколения миллениума, которые, в основном, будут находиться за штурвалами коммерческих авиалайнеров в течение следующих 20-30 лет. Эбанга считает, что эта ВСС откроет новую эру в подключенной авионике.

«Мы создаем, в некотором смысле, новый мир полетов, и в настоящий момент мы работаем над цифровой кабиной, чтобы он стал реальностью для будущих пилотов, — подчеркнул Эбанга, — В подключенном воздушном пространстве происходит смена парадигмы бортовой электроники кабины экипажа, и PureFlyt находится на переднем крае этой цифровой эры, являясь вычислительной системой самолетовождения следующего поколения, которая действительно делает воздушное судно подключенным узлом».

Более подробную информацию можно получить здесь:

https://www.aviationtoday.com/2019/12/06/
flytx-virtual-ai-assistant-development-future-business-jet-cockpits/

и
https://www.aviationtoday.com/2019/11/26/
thales-explains-connected-cockpit-approach-behind-2020s-fms-pureflyt/
.

Поиск по проекту
Искать!
© 2020 Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. Все права защищены. Условия использования информации.