ГосНИИАС
О координаторе проекта
Итоги
Аналитика
Карта проекта
Русская версия
Домашняя страница
English version
Написать письмо
Носимый индикатор и интерактивная ВСС:
готовы ли пилоты бизнес-джетов?
Новости/ > 2019/ > Носимый индикатор и интерактивная ВСС: готовы ли пилоты бизнес-джетов?/
Носимый индикатор и интерактивная ВСС: готовы ли пилоты бизнес-джетов?
29 ноября 2019 Компания Thales планирует перенести свой технологический опыт в создании нашлемного индикатора для военных пилотов на рынок бизнес-джетов, воплотив его в недавно обновленном варианте TopMax, который готовится стать первым имеющим определенные минимально-необходимые технические требования (Technical Standard Order, TSO — прим. ред.) и сертифицированным закрепленным на голове пилота носимым индикатором (Wearable Head Up Display, HUD — прим. ред.)

Первоначальная версия TopMax была представлена на конференции и выставке BACE (Business Aviation Conference and Exhibition — прим. ред.) Национальной ассоциации деловой авиации (National Business Aviation Association, NBAA — прим. ред.) в 2016-ом году, и с тех пор возможности устройства практически не изменились. Однако форм-фактор и эргономика конструкции были значительно улучшены благодаря отзывам опробовавших ее пилотов.

На BACE-2019 команда летчиков-испытателей и инженеров Thales продемонстрировала обновленную версию TopMax. Теперь она весит чуть более одного фунта (один фунт составляет примерно 454 грамма — прим. ред.), оснащена дополнительным козырьком, а общее ощущение от гарнитуры, в противоположность предыдущему варианту, не такое громоздкое и тяжелое.

По мере накопления опыта работы с TopMax, устройство становится интуитивно-понятной системой, эффективно предоставляющей пилоту всю необходимую информацию, такую как вектор путевой скорости, приборная скорость полета, высота, ориентация и точки заданной траектории полета, которую можно было бы увидеть на основном пилотажном индикаторе, опустив голову вниз. >>>
>>> Thales рекомендует размещать дисплей перед ведущим глазом пилота, при этом остается неограниченный 360-градусный обзор местности, сохраняются все контрольные функции и присутствует аналогичный основному расширенный виртуальный индикатор, постоянно находящийся в пределах прямой видимости.

Другие функции гарнитуры включают в себя демонстрацию направления бокового ветра, синтезированную ВПП, визуально-расширенную осевую линию и трехмерное отображение трафика. Необходимо отметить, что пилот сможет увидеть другие воздушные суда в близлежащем воздушном пространстве, если на дисплей TopMax поступает информация о трафике от системы АЗН-В.

Видеоряд системы синтезированного видения (Synthetic Vision System, SVS — прим. ред.) также поступает на дисплей гарнитуры, эта информация может быть объединена с данными, полученными от камеры системы улучшенного видения (Enhanced Vision System, EVS — прим. ред.)

«При ношении TopMax мы отходим от стандартной позиции индикаторов на лобовом стекле, фиксированно расположенных перед нами. Мы разработали для нашего устройства небольшой управляющий блок. Все, что вам нужно, — это сама гарнитура и небольшой компьютер размером с iPhone для обеспечения необходимой функциональности», — сказал директор Thales по продажам продукта TopMax Яник Дойон.

Одной из уникальных особенностей данной гарнитуры является сам способ отображения важной информации и повышения осведомленности пилота об окружающем воздушное судно пространстве, например, о том, насколько близко находится определенная для него ВПП или каков будет курс самолета, если он возьмет левее или правее. Дойон сообщил, что специалисты Thales предполагают использование пилотами гарнитуры TopMax в основном на этапах взлета, захода на посадку и непосредственно самой посадки. >>>
>>> «Индикатор на лобовом стекле (ИЛС) показывает синтезированную ВПП только в том случае, когда вы выровняли самолет по ее оси, но такой способ лишь отчасти соответствует вашим запросам, — подчеркнул Дойон, — На дисплее TopMax пилот увидит взлетно-посадочную полосу даже тогда, когда он смотрит куда-то налево или даже за пределы сектора обзора из кабины, и может из любого положения начинать заход на посадку, чтобы привести воздушное судно в соответствие с ее осевой линией».

Он добавил, что за последний год почти 200 пилотов опробовали TopMax, одни — на комплексных пилотажных тренажерах, другие же — в реальном полете. Дойон признал, что некоторые из испытуемых пилотов гражданской авиации «неохотно что-то одевали», и что последний вариант конструкции гарнитуры — уже четвертый по счету. Однако никто из опробовавших новинку не сказал, что носить ее во время полета слишком утомительно.

Thales необходимо будет решить некоторые нормативные проблемы, чтобы получить сертификат на TopMax и начать поставки клиентам, так как в настоящее время FAA фактически не имеет TSO для носимых HUD, поэтому сперва должны быть разработаны и утверждены сами нормы для этого.

Французский производитель сотрудничает с американской компанией StandardAero (поставщик услуг по обеспечению качества и гарантии проектирования, а также сопутствующих инжиниринговых услуг для авиапроизводящего и смежных с ним рыночных секторов — прим. ред.), работая над сертификацией TopMax для бизнес-джета Bombardier Challenger 350 и планируя адаптацию устройства для других моделей ВС в будущем. Согласно Дойону, сертификация FAA для TopMax ожидается к концу 2020-го года.

«Процесс сертификации продолжается. Совместно с FAA мы определили, что должно быть сделано. Мы считаем, что технология таких носимых гарнитур-дисплеев станет неотъемлемым стандартом практически для каждого нового бизнес-джета. TopMax — это больше, чем просто HUD, и мы уверены, что у нас есть кое-что такое, что готово изменить рынок воздушных судов деловой авиации», — заключил Дойон. >>>
>>> Параллельно входящая в состав Elbit Systems (партнер Rockwell Collins по разработке шлема для истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 — прим. ред.) компания Universal Avionics представила на BACE-2019 новую навигационную систему Fly By Sight также для сектора бизнес-джетов.

Система объединяет носимую гарнитуру-дисплей ClearVision SkyLens и интерактивную ВСС (Interactive Flight Management System, i-FMS — прим. ред.) которую Universal Avionics показала в июне 2019-го года на Парижском авиасалоне в Ле Бурже.

Новая система созвучна мыслям отраслевых аналитиков, оценивающих перспективные направления развития, и мнению Дрора Яхава, генерального директора Universal Avionics, утверждающего, что Fly By Sight отражает представление компании о будущем пилотировании как об упрощенном, автоматизированном и более интуитивно-понятном процессе.

По словам Яхава, интеграция между ВСС и носимым HUD, таким как SkyLens, может существенно повысить качество работы пилота, уменьшая рабочую нагрузку, поддерживая высокую производительность труда, повышая ситуационную осведомленность и являясь первым шагом к одночленному экипажу.

Созданная с нуля, i-FMS решает одну из основных проблем, с которой сегодня сталкиваются пилоты во время управления воздушным судном, а именно с необходимостью ввода изменений в ВСС во время самых ответственных этапов полета, таких как взлет и посадка. Здесь, как правило, экипаж вынужден отрывать свой взгляд от закабинного пространства и переводить его на пилотажный индикатор с целью перепрограммирования ВСС и проверки правильности изменений, так как должны быть учтены последние данные и выполнены некоторые важные операции. i-FMS позволяет пилотам проецировать точки заданной траектории полета и информацию из ВСС в реальный мир посредством наложения этих данных на ИЛС и на дисплей SkyLens. >>>
>>> «Fly By Sight призвана уменьшить время нахождения пилота в позе «головой вниз» в условиях высокой рабочей нагрузки, одновременно позволяя ему выполнять критически-важные функции, такие как коррекция курса, смена ВПП или выход на посадочную прямую с помощью носимой гарнитуры вместо того, чтобы полагаться на пилотажные индикаторы, — сообщил представитель компании, — Наша система разработана специально для того, чтобы сделать эти операции более интуитивно-понятными, что стало возможным благодаря интеграции дисплея гарнитуры с ключевыми функциями ВСС».

Высокопрозрачный щиток-дисплей SkyLens показывает символику/изображения с высоким разрешением, включая видеоданные от систем EVS, SVS и системы комбинированного видения (Combined Vision System, CVS — прим. ред.), которые передаются с высокой скоростью в любых погодных условиях, днем и ночью. Устройство предлагает непревзойденные возможности для авиакомпаний-операторов, обеспечивая диспетчерскую поддержку и быстрый заход на посадку независимо от инфраструктуры аэропорта назначения. Как часть дорожной карты FAA NextGen (программа, состоящая из набора технологий и действий, выполняемых с помощью этих технологий, которые должны трансформировать работу авиатранспортной системы — прим. ред.), SkyLens соответствует федеральному авиационному правилу (Federal Aviation Regulation, FAR — прим. ред.) 91.176, позволяя эксплуатантам выполнять всю процедуру посадки без необходимого естественного обзора при сообщаемой видимости всего 1000 футов (примерно 305 метров — прим. ред.) Если вы оказались на земле в плохих метеоусловиях, носимый HUD поможет направить самолет к месту стоянки. К тому же эта ультрасовременная гарнитура требует минимальных инсталяционных усилий и часто устанавливается всего за несколько дней, что выгодно отличает ее от жестко фиксированного ИЛС, где аналогичный процесс требует разборки кабины воздушного судна и может занимать недели.

В Universal Avionics заявляют, что система Fly By Sight является следующим поколением навигационного оборудования, отражающим стремление компании расширить сферу использования носимых технологических решений и дополняющим реальный мир коллиматорными технологиями, в частности, функцией Line-of-Sight (отслеживания положения головы/глаз), которую пилоты могут использовать для выполнения сложных задач на наиболее ответственных этапах полета путем выбора пунктов меню своими глазами. Присутствует также и альтернативный элемент управления системой в виде кнопки выбора/отмены выбора, расположенной на штурвале или рычаге управления двигателями воздушного судна.

Производитель отметил, что предлагает Fly By Sight как для модернизации, так и в качестве встроенного решения в составе комплекса бортового оборудования Insight ClearVision. >>>
>>> Гибкая, программно-реализованная система с открытой архитектурой, i-FMS совместима с рядом аппаратных ИМА-платформ, построенных в соответствии со стандартом ARINC 653, и не требует применения специального оборудования или быстросменных блоков (Line Replaceable Units, LRU — прим. ред.) Человеко-машинный интерфейс (Human Machine Interface, HMI — прим. ред.), реализованный по стандарту ARINC 661 для пользовательских приложений, подключается к ядру операционной системы, позволяя пилотам взаимодействовать с ВСС. HMI прост в использовании и настройке, с его помощью можно создать собственный вариант кабины экипажа, работая с управляющим ПО ВСС. Дополнительно предлагается поддержка сторонних HMI. Поскольку вся система является модульной, пользователи в будущем легко адаптируют ее к новым требованиям, добавив необходимый функционал. Кроме того, эксплуатанты смогут интегрировать в ВСС и свои собственные функции, взаимодействуя с ядром ОС или настраивая меню и рабочую логику. В результате i-FMS воплощает на практике новую концепцию HMI, дополняя стандартные пилотажные индикаторы ИЛС и носимой гарнитурой с интегрированным дисплеем, которая позволяет пилотам, согласно определению Universal Avionics, «летать в поле зрения».

Более подробную информацию можно получить здесь:

https://www.aviationtoday.com/2019/10/29/
business-jet-pilots-ready-wearable-head-display/

и
https://www.aviationtoday.com/2019/11/06/
universal-avionics-offers-new-fly-sight-navigation-system-business-aircraft/

и
http://www.uasc.com/home/library/news/2019/06/17/
universal-avionics-unveils-next-generation-software-based-fms

и
http://www.uasc.com/home/library/news/2019/06/17/
universal-avionics-sees-increased-efvs-interest-from-airline-aftermarket

а также
http://www.uasc.com/home/library/news/2019/06/17/
ua-presents-new-fly-by-sight-concept-with-interactive-svs-during-2019-paris-air-show
.

Поиск по проекту
Искать!
.
© 2019 Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. Все права защищены. Условия использования информации.