ГосНИИАС
О координаторе проекта
Итоги
Аналитика
Карта проекта
Русская версия
Домашняя страница
English version
Написать письмо
Boeing выносит на обсуждение
будущее автономности пассажирских авиалайнеров
Новости/ > 2017/ > Boeing выносит на обсуждение будущее автономности пассажирских авиалайнеров/
Тренажер Boeing 787
28 июня 2017 На третий день работы международного авиасалона в парижском пригороде Ле-Бурже компания Boeing сделала то, чего обычно не делает, а именно провела расширенную публичную презентацию, посвященную тем передовым авиационным технологиям, которые она развивает в настоящий момент. Майк Синнетт, вице-президент по разработке продуктов для коммерческих самолетов Boeing, сказал, что один из крупнейших в мире производителей коммерческих авиалайнеров в перспективе сосредоточен на трех областях: технологиях автономного руления и управления полетом, машинном обучении и высокоинтегрированных системах.

В дни работы авиасалона компания Boeing выпустила обновленный прогноз мирового рынка, в соответствии с которым в течение последующих 20 лет потребуется выпустить 41 030 самолетов совокупной стоимостью 6,1 трлн. долл. В то время как такие цифры представляют собой обширное поле деятельности для Boeing и ее конкурентов, Синнетт также отметил, что его компания считает необходимым повысить уровни автономии и машинного обучения применительно к пассажирским авиалайнерам, используя для этого более совершенные методы, чем те, которые применяются сегодня.

Согласно Синнетту, такой рыночный прогноз создает потребность не только в новых, более экономичных самолетах, но и в пилотах, которых потребуется 617 000 человек. Представитель Boeing сказал, что компания озабочена нехваткой на сегодняшний день новых обучающихся пилотов для удовлетворения этой потребности, что может привести через 20 лет к ситуации, при которой для всех тех самолетов авиакомпаний, которые должны отправиться в рейс, просто нет достаточного количества пилотов.

Основная проблема для Boeing в плане повышения уровня автономности авионики и других технологий на пассажирских воздушных судах заключается в обеспечении тех же уровней безопасности полетов на пассажирских авиарейсах, которые достигнуты сегодня. Чтобы представить это в перспективе, в презентации Синнетта была продемострирована статистика по смертельным исходам в автомобильных ДТП, которые увеличились на 14% с 2014-го года до 40 000 смертельных случаев в 2016-ом году. Несколько автопроизводителей в целях борьбы с этой статистикой в настоящее время занимаются исследованиями в области автомобилей, управляемых автопилотом. Для сравнения, в том же 2016-ом году на регулярных авиарейсах не было ни одного смертельного случая. >>>
>>> Поэтому Boeing изучает возможность безопасного внедрения более высоких степеней автономии, чтобы, таким образом, соответствовать сегодняшним уровням безопасности в отрасли. По словам Синнетта, одно из первых направлений автономизации, которым занимается Boeing, — это автономная система руления. Он признался, что его компания в настоящее время тестирует технологию автономного руления в аэропорту Сиэтла, расположенном в районе побережья залива Пьюджет-Саунд, а затем обрисовал в общих чертах выявленные проблемы и определенные технологические методы, которые необходимо освоить, чтобы сделать такое руление реальностью.

«Мы должны выяснить, как предоставить самолету информацию, чтобы он понял, где находится и где находятся все объекты вокруг него. Это означает, что у нас должно быть значительное количество самых различных датчиков. Информация с оптических датчиков, которая сопоставляется с поступающими бортовыми данными, данные АЗН-В, информация от системы предупреждения столкновений самолетов в воздухе (Traffic Collision Avoidance System, TCAS — прим. ред.) в сочетании с информацией о собственном воздушном судне и изображением с камеры наружного наблюдения объединяются в единое целое», — сказал Синнетт, добавив, что Boeing готовится продемонстрировать технологию системы автономного руления в ближайшие два года.

Машинное обучение является еще одной автономной технологией, которой сейчас занимается Boeing. Смещение фокуса в сторону машинного обучения — это большой сдвиг в мышлении не только для самой компании, но и для всей сферы коммерческих самолетов вообще, которые, в основном, характеризуются детерминированными системами управления, действующими в одной структуре ввода/вывода.

В настоящее время научно-исследовательское подразделение Boeing ввело алгоритм машинного обучения в свои летные тренажеры, которые ориентированы на принятие оперативных решений во время полета и получение знаний по результатам каждого из этих решений. Синнетт сообщил, что этот алгоритм постепенно продвигается в освоении таких решений, и, в конечном итоге, будет готов управлять реальным самолетом.

«В следующем году у нас на самолете будет данный алгоритм, работающий в незамкнутой системе, и мы действительно поймем, что будет делать машина, и к чему приведут эти решения на реальном воздушном судне», — подчеркнул Синнетт. >>>
>>> Команда, которую возглавляет Синнетт, также пытается лучше понять роль пилотов в авиации с точки зрения безопасности. Он сказал, что предположения пилотов об отказах авионики, а также ответные реакции на отказы или эффекты типа отказов, когда летный экипаж старается предотвратить худшее, являются особым фокусом их работы.

Одним из примеров является самолет, ведомый автопилотом, летающий прямо и ровно на крейсерской высоте 35 000 футов. Внезапно, без всякой причины, автопилот слегка поворачивает самолет. Когда это происходит, пилот, как правило, берет управление на себя, отключая автопилот, а затем повторно включает его, заставляя работать точно на оставшуюся часть полета. Обычно в таком случае летный экипаж сообщает об ошибке компании Boeing, которая сперва информирует о произошедшем FAA, а затем пытается выяснить, почему же это случилось.

Некоторые из этих концепций, такие как алгоритмы машинного обучения и автономные возможности руления, могут быть включены в следующие две программы Boeing EcoDemonstrator, которые запланированы для 777-ой машины на 2018-й год, а для 787–ой — на 2019-й год. Boeing продолжает проводить программы EcoDemonstrator, так как в прошлом имел через них опыт внедрения передовых концепций.

«Мы уже планируем работу в 2019-ом году, которая вернется к 787-ой машине, и основная часть этой работы будет связана c внутренними техническими особенностями и скрытыми возможностями с прицелом на новый самолет среднего размера, а также с автономными возможностями с прицелом на что-то весьма далекое», — поделился информацией Синнетт.

Одной из самых больших проблем в будущем на пути ввода в эксплуатацию автономно управляемого самолета станет его сертификация, которая сможет подтвердить правильное сочетание примененных технологий, позволяющих такому самолету предвидеть на всем протяжении полета все возможные риски, отказы и аномалии так же, как сегодня это делает пилот. По признанию Синнетта, от этого будущего нас отделяют еще много лет.

«Когда у нас будет такая автономность? Есть только две вещи, которые я знаю: во-первых, что это не произойдет до 2040-го года. А во-вторых, что я не прав. Мы просто не знаем», — заключил Синнетт.

Более подробную информацию можно получить на сайте:
http://www.aviationtoday.com/2017/06/22/boeing-vp-talks-future-passenger-plane-autonomy/.

Поиск по проекту
Искать!
© 2017 Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. Все права защищены. Условия использования информации.