ГосНИИАС
О координаторе проекта
Анонс
Аналитика
Карта проекта
Русская версия
Домашняя страница
English version
Написать письмо
Обеспечение качества

Современные технологии проектирования авионики/Вспомогательные процессы/Обеспечение качества/

Рис. 3.5. Структура процесса обеспечения качества.
Рис. 3.5. Структура процесса обеспечения качества.
Процесс обеспечения качества разработки КБО

В соответствии с IEEE процесс обеспечения качества определяется как «плановые и систематические действия, необходимые для обеспечения гарантии того, что изделие соответствует установленным техническим требованиям». Процесс обеспечения качества должен осуществляться каждый раз при разработке/модификации воздушного судна (или его комплектующих).

Обеспечение качества состоит из двух процессов (рис. 3.5):
  1. гарантии выполнения технических и функциональных требований (то есть качества самого комплекса бортового оборудования — КБО);

  2. гарантии выполнения установленных планов и процессов.
Разработчики КБО составляют планы обеспечения качества разработки систем КБО (System Quality Assurance Plan), ПО или аппаратной части (АЧ), а также «План обеспечения качества КБО» (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Планы обеспечения качества разработки.
Рис. 3.6. Планы обеспечения качества разработки.

План обеспечения качества разработки КБО, системы или компонента описывает методы и средства обеспечения соответствия стандартам, а также процедуры, которые должны использоваться во время разработки.

Работы по обеспечению выполнения процессов не требуют создания отдельного специализированного органа, но, тем не менее, в «Плане обеспечения качества разработки КБО (системы/компонента)» должен быть указан ответственный за проведение мероприятий по обеспечению качества.

Примечание: функции обеспечения качества разработки КБО на предприятии разработчика самолета (Интегратора КБО) могут выполняться совместными усилиями Отдела Сертификации и Независимой инспекции. (Согласно АП-21 на предприятии должна быть служба сертификации). >>>
>>>  Мероприятия по обеспечению качества проводятся на протяжении всего цикла создания КБО, включая разработку концепции информационно-управляющего поля кабины самолета, разработку требований на КБО, его системы и компоненты, определение отказоусточивой архитектуры КБО, его систем и компонентов, разработку компонентов КБО (конструирование, кодирование), верификацию компонентов КБО, интеграцию КБО и сертификацию. Для обеспечения качества разработки проводятся аудиты и инспекции (предупреждающие мероприятия), а при обнаружении отклонений от установленных планов и стандартов реализуются корректирующие мероприятия.

Следует понимать, что сами методы обеспечения качества разработки не являются строго регламентированными, поэтому разработчик (или другое лицо, ответственное за обеспечение качества) вправе выбрать альтернативные методы, логически их обосновав и подтвердив, что эти методы обеспечивают эквивалентный уровень качества разработки.

Мероприятия по обеспечению качества разработки

Перед проведением технических аудитов необходимо определить уровень гарантии проектирования, соответствующий проекту. Уровень гарантии определяется для функции КБО, а не для КБО в целом. Отдельные функции могут отвечать своему уровню гарантии проектирования, если их функционирование, интерфейсы и разделяемые ресурсы могут быть защищены от неблагоприятных влияний компонентов с более низкими уровнями гарантии проектирования.

Уровни гарантии проектирования системы (источник — Р4754) назначаются, исходя из наиболее серьезной классификации отказного состояния соответствующей функции на уровне воздушного судна (таблица 3.А). Мероприятия по обеспечению качества разработки КБО (системы/компонента) следует адаптировать для проекта в зависимости от соответствующего уровня гарантии, например, по таблице 3.Б. >>>
Таблица 3.А. Уровни гарантии проектирования.
Таблица 3.Б. Зависимость мероприятий от выбранного уровня гарантии проектирования.
Табл. 3.А — 3.Б. Уровни гарантии проектирования (слева) и зависимость мероприятий от выбранного уровня гарантии проектирования (справа).
>>>  Во время разработки КБО должны быть проведены следующие экспертизы:
Рис. 3.7. Схема выходных документов.
Рис. 3.7. Схема выходных документов.
  • Проверка описания задания

  • Экспертиза исходных требований

  • Экспертиза Эскизного проекта

  • Экспертиза Технического проекта

  • Приемочная проверка

  • Проверка готовности к первому вылету

  • Проверка готовности к сертификации
В результате выполнения описанных в плане мероприятий по гарантии качества будут получены выходные документы: аудиторские заключения, отчеты об экспертизах, акты оценки и т.п. (рис. 3.7).

Эти выходные документы являются доказательной базой того, что разработка КБО (системы/компонента) выполняется в соответствии с «Планом обеспечения качества разработки КБО (системы/компонента)», и могут быть использованы для целей модификации, сертификации, и т.д.
Поиск по проекту
Искать!
© 2017 Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. Все права защищены. Условия использования информации.