ГосНИИАС
О координаторе проекта
Анонс
Аналитика
Карта проекта
Русская версия
Домашняя страница
English version
Написать письмо
Формирование требований

Современные технологии проектирования авионики/Процессы разработки/Формирование требований/

Рис. 2.1. Уровни требований.
Рис. 2.1. Уровни требований.
При формировании требований к комплексу бортового оборудования (КБО) воздушного судна (ВС) выделяется три уровня ответственности (рис.2.1):

I.  Уровень разработчика самолета.

II.  Уровень интегратора системы ИМА и систем бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО).

III.  Уровень разработчиков систем, комплектующих, платформы ИМА и программного обеспечения (ПО).

Рис. 2.2. Детализация требований на уровнях разработчика самолета и интегратора системы ИМА и систем БРЭО.
Рис. 2.2. Детализация требований на уровнях разработчика самолета и интегратора системы ИМА и систем БРЭО.

Детализация процесса формирования требований на уровнях разработчика самолета и интегратора системы ИМА и систем БРЭО представлена на рис. 2.2. В основу разрабатываемых функциональных и технических требований положены нормативные документы, в которых сформулированы наиболее общие требования к разрабатываемым летательным аппаратам и бортовому оборудованию: авиационные правила, общие требования на разработку КБО, требования к поставщикам. На основе этих требований Разработчик самолета (авиастроитель) формирует общие технические требования (спецификации) на КБО самолета, которые являются исходными данными для разработки спецификаций на структурные и составные части КБО.

Исходя из этих требований, Интегратор КБО при активном участии Поставщиков формулирует функциональные требования, требования к архитектуре, дизайну и интерфейсам КБО, а затем детальные спецификации на функции и аппаратуру. Так как в интересах снижения стоимости жизненного цикла КБО предпочтительным является использование готовых к применению комплектующих (серийно выпускаемые COTS-комплектующие), то анализ функциональных и технических возможностей предлагаемых к использованию в КБО COTS-комплектующих нужно проводить параллельно с разработкой спецификаций на комплекс. >>>
>>>  Комплекс технических и функциональных требований на интегрированный КБО и его комплектующие (системы и оборудование) включает следующие основные документы:

1.  Сертификационный базис самолета, состоящий из:

  • совокупности требований к летной годности (включая требования к системам и оборудованию самолета) и охране окружающей среды, относящихся к данному типу самолета (например, АП-25);

  • специальных технических условий (СТУ), разработанных с учетом зарубежных норм летной годности (CS-25, FAR-25, CAR 525 и т.д.), требования которых отсутствуют в АП-25, либо устанавливают более высокий уровень летной годности, а также с учетом требований ICAO, RTCA, ARINC, SAE к функциям CNS/ATM систем КБО.

2.  Общую Техническую Спецификацию (например, ТЗ на комплекс), определяющую исходные, базовые требования к КБО. Эти требования составляются Разработчиком самолета таким образом, чтобы описать минимальные обязательные требования к КБО.

3.  Спецификацию на КБО (функциональные требования на КБО), которые разрабатываются на основании анализа ТЗ и нормативных документов на комплекс оборудования. Она должна определять следующие требования к разрабатываемому комплексу оборудования:

  • функциональные требования;

  • требования по безопасности;

  • требования к надежности;

  • требования к установке и условиям окружающей среды;

  • другие требования. >>>

>>>  4.  Спецификацию дизайна и архитектуры комплекса оборудования, которая должна содержать описание архитектуры комплекса оборудования и включать следующие разделы:

  • описание распределения (сегментации) всех требований, изложенных в спецификации на комплекс оборудования и спецификациях на функции воздушного судна по отдельным комплектующим — функциям прикладного ПО и/или отдельным системам;

  • описание информационных потоков между системами и/или функциями прикладного ПО в интегрированном КБО;

  • предварительную оценку последствий функциональных отказов функций КБО, определение уровня критичности систем;

  • описание взаимодействия всех входов/выходов для каждой отдельной системы, вплоть до сменного блока, всех каналов передачи данных, соединяющих сменные блоки.

5.  Спецификацию интерфейсов, предполагающую описание протоколов информационного взаимодействия и включающую спецификации дизайна и архитектуры комплекса оборудования, описание потока данных для каждого комплектующего изделия (блока) и функций прикладного ПО. В спецификации должны быть представлены все описания взаимодействий между сменными блоками и/или функциями прикладного ПО.

6.  Оценку функциональных опасностей функций КБО, включающую в себя следующую информацию:

  • описание функций КБО;

  • отказные состояния;

  • фазы эксплуатации;

  • степень воздействия отказного состояния на самолет, экипаж и пассажиров;

  • классификация отказного состояния;

  • перечисление вспомогательных материалов;

  • метод верификации реализации (в архитектуре КБО) требований безопасности. >>>

>>>  7.  Предварительную оценку безопасности КБО, проводящуюся Разработчиком самолета в рамках предварительной оценки безопасности самолета. Результаты предварительной оценки отказобезопасности архитектуры комплекса оборудования включают:

  • идентификацию резервирования, необходимого для выполнения требований безопасности;

  • оценку последствий выхода из строя сменных элементов любой системы из состава комплекса авионики;

  • оценку последствий сбоя или отказа любой функции прикладного ПО;

  • уровни гарантии разработки функций/систем КБО.

8.  Спецификации требований системного уровня на функции ВС и/или отдельные системы, которые должны более подробно определять функциональные требования, перечисленные в спецификации на комплекс оборудования, и дополнять эти требования с точки зрения эксплуатационных аспектов конкретной функции ВС. Эти требования включают:

  • детальные функциональные требования;

  • требования по безопасности архитектуры и конструкции;

  • требования к взаимодействию функций ВС и/или отдельной системы с оператором (летным экипажем, техническим персоналом);

  • требования к взаимодействию функций ВС и/или отдельной системы с внешними по отношению к КБО системами или службами (Управления Воздушным Движением, другие диспетчерские службы);

  • другие требования.
Технические спецификации на оборудование и его компоненты, разрабатывающиеся Разработчиком самолета совместно с поставщиками, включают следующие виды спецификаций на оборудование и/или его компоненты:
  • технические спецификации на серийно выпускаемое оборудование;

  • технические спецификации на новое/модернизируемое оборудование или его компоненты (например, прикладное ПО, аппаратные быстросменные модули ИМА).
Поиск по проекту
Искать!
© 2017 Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. Все права защищены. Условия использования информации.